> <

ОНЛАйН КУРС

ОСНОВЫ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ЛОГИКИ


Автор онлайн курса

ЗАРИПОВА Э.M.
Учитель информатики
Люберцы. 2017 г.

Логические задачи

1. На трех клоунах Баме, Биме и Боме рубашки и туфли трех цветов: красном, синем, зеленом. На Биме и туфли, и рубашка одного цвета. На Боме нет ничего красного. Туфли Бама были зеленые, а рубашка нет. Какого цвета были рубашки и туфли на каждом из трех клоунов?

РЕШЕНИЕ:

Составим таблицу:

Клоун Рубашка Tуфли
Бам Зеленые
Бим Один Один
Бом НеКр НеКр
    

Туфли на Боме не красные и не зеленые, т.е синие. Тогда туфли на Биме красные и рубашка тоже красная. Рубашка Бама не может быть ни зеленой, ни красной, т.е. она синяя. Рубашка Бома — зеленая.

Клоун Рубашка Tуфли
Бам Ptktyfz
Бим
Бом Зеленая
    
Бом      Бим    ;\  Бам


2. Пять отпускников встретились как-то в клубе и завели разговор, кто где живёт.

  • — Амели: - Я живу в Акапулько, как и Бенуа, а Пьер живёт в Париже.
  • — Бенуа: - Я живу в Бресте, Шарль - тоже. Пьер живет в Париже.
  • — Пьер: - Я, как и Амели не живу во Франции; Мелани живет в Мадриде.
  • — Мелани:- Мой отец живёт в Акапулько, мать в Париже, а я живу в Брюсселе.
  • — Шарль: -Амели приехала из Акапулько, Бенуа - тоже. Я сам живу в Брюсселе.

Заметим, что каждый из отпускников два раза сказал правду и один раз солгал. Кто где живет?

РЕШЕНИЕ:

Предположим, что Пьер не живет в Париже, тогда Амели и Бенуа (из утверждения Амели, где есть две правды и одна ложь) живут в Акапулько. Однако, из утверждения Бенуа (где есть две правды и одна ложь) следует, что если Пьер не живет в Париже, то он (Бенуа) живет в Бресте, что противоречит условию.

Предположим, что Пьер живет в Париже и утверждение Амели, о том что Бенуа живет в Акапулько - ложь. Тогда Амели живет в Акапулько, Пьер живет в Париже, Бенуа не живет в Акапулько.

Тогда из утверждения Бенуа правда, что он живет в Бресте, а Пьер - в Париже, ложь, что Шарль живет в Бресте.

Акапулько не во Франции - в Мексике. Пьер говорит правду, что Амели живет не во Франции, лжет, что он не живет во Франции и говорит правду о Мелани. Мелани живет в Мадриде. Мелани врет, что она живет в Брюсселе. Она живет в Мадриде. Её отец действительно живет в Акапулько, а мать - в Париже. Тогда Шарль говорит правду об Амели и о себе.

Шарль живет в Брюсселе. Шарль врет о Бенуа, тот не приехал из Акапулько. Бенуа живет в Бресте.

Итак,

Амели живет в Акапулько   
Бенуа живет в Бресте   
Пьер живет в Париже   
Мелани живет в Мадриде   
Шарль живет в Брюсселе   

3. Каждый из 35 шестиклассников является читателем, по крайней мере, одной из двух библиотек: школьной и районной. Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 – в районной.

Сколько шестиклассников:

  1. Являются читателями обеих библиотек;
  2. Не являются читателями районной библиотеки;
  3. Не являются читателями школьной библиотеки;
  4. Являются читателями только районной библиотеки;
  5. Являются читателями только школьной библиотеки?

Заметим, что первый вопрос является ключевым для понимания и решения данной задачи. Ведь не сразу сообразишь, как получается 20 + 25 = 45 из 35. В первом вопросе звучит подсказка к пониманию условия: есть ученики, которые посещают обе библиотеки. А если условие задачи изобразить на схеме, то ответ на первый вопрос становится очевидным.

РЕШЕНИЕ:

  1. 20 + 25 – 35 = 10 (человек) – являются читателями обеих библиотек. На схеме это общая часть кругов. Мы определили единственную неизвестную нам величину. Теперь, глядя на схему, легко даем ответы на поставленные вопросы.
  2. 35 – 20 = 15 (человек) – не являются читателями районной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга)
  3. 35 – 25 = 10 (человек) – не являются читателями школьной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
  4. 35 – 25 = 10 (человек) – являются читателями только районной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
  5. 35 – 20 = 15 (человек) – являются читателями только школьной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга).

Очевидно, что 2 и 5, а также 3 и 4 – равнозначны и ответы на них совпадают.

При решении данной задачи мы использовали способ ее графического представления при помощи так называемых кругов Эйлера. Этот способ был предложен Леонардом Эйлером и широко используется при решении логических задач.

Л.Эйлер Дж. Венн

Леонард Эйлер (1707, Базель, Швейцария – 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) – математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.

Английский математик, логик, философ Джон Венн (1834 - 1923) в какой-то мере улучшил идею Эйлера, поэтому иногда применяют диаграммы Венна-Эйлера или просто диаграммы Венна.

4. Все мои подруги выращивают в своих квартирах какие-нибудь растения. Шестеро из них разводят лилии, а пятеро — фиалки. И только у двоих есть и лилии и фиалки. Cколько у меня подруг? Всего 4+2+3=9

Круги Эйлера можно применить для иллюстрации утверждений общего характера, что отображено на рисунке.

Все А есть В Все А есть В, и все В есть А
Некоторые А есть В Ни одно А не есть В

5. Несколько заддач, для решения которых можно применять круги Эйлера.

  1. Некоторые пальмы являются ромашками. Все ромашки громко кричат. Следовательно, все пальмы громко кричат. Неверно.
  2. Все бабочки плавают на спине. Все журавли являются бабочками. Следовательно, все журавли умеют плавать на спине. Верно
  3. Некоторые кроты являются ботинками. Некоторые ботинки плохо танцуют. Следовательно, некоторые кроты плохо танцуют. Неверно
  4. Два созвездия никогда не бывают похожи друг на друга. Окна и двери выглядят совершенно одинаково. Следовательно, окна и двери не являются двумя созвездиями. Верно
  5. Никого из слонов не берут в космонавты. Все люди – слоны. Следовательно, никто из них не пойдет в космонавты. Верно

    Квантор — общее название для логических операций, ограничивающих область истинности какого-либо предиката и созд.ающих высказывание. Чаще всего упоминают:

    • Квантор всеобщности (обозначение: ∀, читается: «для любого…», «для каждого…», «для всех…» или «каждый…», «любой…», «все…»).
    • Квантор существования (обозначение: ∃, читается: «существует…» или «найдётся…»)

    Выражение (∀x∈X)P(x)  читается так:

    • для любого (всякого, каждого) значения x из X P(x) истинно;
    • всякий (любой, каждый) элемент x множества X (где X — множество значений переменной x) обладает свойством P(x);
    • каково бы ни было x, P(x) истинно.

    Выражение (∃x∈X)P(x)   читается так:

    • существует значение x из X такое, что P(x) истинно;
    • по крайней мере для некоторых x, принадлежащих X, P(x) истинно;
    • существует элемент x множества X, обладающий свойством P(x);
    • по крайней мере (хотя бы) один элемент x множества X обладает свойством P(x);
    • некоторые элементы множества X обладает свойством P(x);
    • найдётся такое x из X, что P(x) истинно.

    Обозначим P(x) предикат «x делится на 5». Используя квантор всеобщности

       (∀x∈ℕ)P(x),

    можно формально записать следующие высказывания (конечно, ложные):

    • любое натуральное число кратно 5;
    • каждое натуральное число кратно 5;
    • все натуральные числа кратны 5;

    Следующие (уже истинные) высказывания используют квантор существования

      (∃x∈ℕ)P(x):

    • существуют натуральные числа, кратные 5;
    • найдётся натуральное число, кратное 5;
    • хотя бы одно натуральное число кратно 5.

    Формула включений и исключений

    Пусть задано конечное множество А. Число его элементов обозначим m(А). Найдем сколько элементов содержится в множестве А ∪ В. Основная формула нахождения числа элементов суммы двух множеств

    m(А ∪ В) = m(А) + m(В) – m(А ∩ В)         (1)

    Действительно, m(А ∪ В) — это сумма числа элементов множеств А и В, но при подсчете элементы, принадлежащие А ∩ В учитывались дважды. С помощью формулы (1) можно получить формулы для определения числа элементов суммы любого числа множеств. Например,

    
    m(А∪В∪С)=m(А∪(В∪С))=m(А)+m(В∪С)-
    -m(А∩(В∪С))=
    =m(А)+m(В)+m(С)-m(В∩С)-m((А∩В)∪(А∩С))=
    =m(А)+m(В)+m(С)-m(В∩С)-(m(А∩В)+m(А∩С)-
    -m((А∩В)∩(А∩С)))=
    =m(А)+m(В)+m(С)-m(В∩С)-m(А∩В)-m(А∩C)+
    +m(А∩В∩С)
    

    m(А∩В∩С)=m(А)+m(В)+m(С)-m(А∩В)-m(В∩С)-
    -m(А∩C)+m(А∩В∩С)  (2)
    

    Формулы (1) и (2) называют формулами включений и исключений.

    6. Из 100 школьников английский знают 42, немецкий — 30, французский — 28, английский и немецкий — 5, английский и французский — 10, немецкий и французский — 8, английский, немецкий и французский — 3 школьника. Сколько школьникоpв не знают ни одного языка? Задачу можно решить с помощью диаграммы Эйлера

    • Так как 3 языка знают 3 школьника,
    • то английский и немецкий знают 5 – 3 = 2,
    • английский и французский — 10 – 3 = 7,
    • немецкий и французский — 8 – 3 = 5 школьников.

    • Только английский знают 42 –(2 + 3 + 7) = 30,
    • только немецкий — 30 – (2 + 3 + 5) = 20,
    • только французский — 28 – (3 + 5 + 7) = 13 школьников.

    • Ни одного языка не знают 100 – (2 + 3 + 5 + 7 + 13 + 20 + 30) = 20 школьников.

    С применением метода «включений и исключений» эта задача решается так:

    Обозначим через А — множество школьников, знающих английский язык; N — множество школьников, знающих немецкий язык; F — множество школьников, знающих французский язык.

    Тогда m(A) = 42,   m(N) = 30,   m(F) = 28, m(A ∩ N) = 5,
    m(A ∩ F) = 10,  m(N ∩ F) = 8,  m(A ∩ N ∩ F) = 3.

    Найдем с помощью формулы включений и исключений количество школьников, знающих хотя бы один из перечисленных иностранных языков.

    m(A ∪ N ∪ F) = m(A) + m(N) + m(F) -
    - m(A ∩ N) – m(A ∩ F) – m(N ∩ F) + m(A ∩ N ∩ F) =
    = 42 + 30 + 28 – 5 – 10 – 8 + 3 = 80.
    

    Следовательно, не знают ни одного иностранного языка:

    100 – 80 = 20 школьников.

    7. Задача автора «Алисы в Cтране чудес» Льюиса Кэррола. Во время средневековой страшной битвы 85% сражавшихся потеряли ухо, 80% - глаз, 75% - руку, 70% - ногу. Каков минимально возможный процент участников битвы, которые одновременно лишились уха, глаза, руки и ноги?

    Запишем это так: m(U)=85    m(G)=80   m(R)=75    m(N)=70.

    • Не лишиились уха — 15%
    • Не лишиились глаза — 20%
    • Не лишиились руки — 25%
    • Не лишиились ноги — 30%

    Тогда, лишились какого либо органа или не лишились ничего 15+20+25+30=90%. Лишились уха, глаза, руки и ноги 100-90=10%


    Логика занимает достойное место в математическом образовании многих стран. К сожалению, Россия, по целому ряду прчин отстает. В качестве примера приведем несколько задач из психометрического экзамена, проводившегося в Израиле в последние годы. Этот экзамен является аналогом нашего ЕГЭ, его сдача обязательна при поступлении в ВУЗ.

    Психометрический вступительный экзамен проводится Израильским центром экзаменов и оценок (ИЦЭО). При поступлении в большинство ВУЗов удельный вес психометрии примерно равен удельному весу аттестата зрелости. Результаты экзамена действительны в течение 7 лет со дня проведения экзамена. Участвовать в экзамене можно неограниченное количество раз, однако минимальный промежуток времени между экзаменами составляет около 6 месяцев. Для подсчета вступительного балла ВУЗы используют наивысшую из всех действительных оценок.

    Экзамен составлен из тестов, включающих в себя вопросы множественного выбора (англ. Multiple choice) по трем направлениям: словесное (вербальное) мышление, количественное мышление (математические способности) и английский язык.

    С 2012 года экзамен включает в себя написание эссе на заданную тему, оценка за эссе включается в оценку за словесное мышление. Некоторые ВУЗы принимают во внимание оценки за каждое из направлений в отдельности. Суммарная оценка выставляется по шкале от 200 до 800 баллов. Психометрический экзамен проводится на нескольких языках: иврите, русском, арабском, французском и испанском.

    8. В рамках программы повышения эффективности работы фирмы ее директор решил уволить несколько сотрудников. Когда оставшиеся сотрудники фирмы выразили свое недовольство. он ответил им: «Лес рубят. щепки летят». директор сравнил:

    1. уволенных сотрудников с лесом
    2. оставшихся в фирме сотрудников со щепками
    3. процесс повышения эффективности с вырубкой леса
    4. увольнение соотруднниковв с вырубкой леса

    9. Сочетание четырех следующих утверждений создает противоречие.

    Устранение какого из этих утверждений сохранит данное противоречие в силе?

    1. Гена старше Ромы.
    2. Гена младше Сережи и Ольги.
    3. Сережа старше Ольги.
    4. Ольга младше Ромы.

    10. В некотором жилом доме проживают только рыжеволосые и блондины.

    Известно. что:

    • Рыжеволосым могут нравиться только те люди, которым не нравится ни один рыжеволосый.
    • Блондинам могут нравиться только те люди, которые не нравятся ни одному рыжеволосому.
    • Утверждение: Макс и Мориц. которые проживают в этом здании, нравятся друг другу.

    Отсюда следует, что —

    1. они оба — рыжеволосые
    2. они оба — блондины
    3. один из них рыжеволосый, а другой — блондин
    4. описанная выше ситуация невозожна.

    11. Найдите лишнюю фигуру:

    Ответы:
    Задача Ответ
    8 3
    9 3
    10 3
    11 1 - содержит только одно отличие
    от любой дргой фигуры. Все остальные
    фигуры попарно имеют более одного отличия

         







HTML   PHP   CSS
   







x1?x2) /\ (x2?x3) /\ (x3?x4) /\ (x4?x5 ) = 1 (y1?y2) /\ (y2?y3) /\ (y3?y4) /\ (y4?y5 ) = 1 (x1?y1) = 1