Untitled
    

Главная


Обо мне

Мне
нравится


Задачи


Статьи


Ссылки


Библиотека


АТ-531

VADEMECUM



 

//////////////////////  

13.07.2018. Кровавый закон танго

Хит нынешнего лета - Танго. По всей Москве во многих ресторанах и кафешках звучит страстная мелодия. Вернулась нью-йоркская мода 60-х. Но почему?

Честно говоря, Танго больше связано с кровью, чем с жизнью. Впрочем, кровь тоже часть жизни. Достаточно вспомнить некоторые подробности рождения Танго, чтобы понять, какая закваска положена в основу этого. Про Танго и любовь знают все. Про то, что Танго способно убивать, знают немногие. Просто потому, что история любви в Танго - это яркая обертка, за которой скрывается история ненависти.

Местом рождения Танго считаются публичные дома, притоны на окраине Буэнос-Айреса, так называемые лупанарии, в которых главными действующими лицами были содержательница заведения - мадам и ее сутенер, а первыми исполнителями - завсегдатаи лупанариев, которые обучались искусству Танго у сутенера. Мужчины изначально танцевали поодиночке или друг с другом, убивая время в ожидании очереди к красотке. Иногда красотки присоединялись к ним, чтобы распалить воображение клиента более сложным видом секса, которым, без сомнения, являлось изначальное Танго.

Новый танец представлял собой странный сплав нескольких жанров: милонги, хабанеры и орильи [?]. Его исполняли под звуки бедного оркестра, состоящего из бандонеона - разновидности аккордеона, разбитого пианино, скрипки и гитары. Когда раздавались первые звуки бандонеона, втравливающего как наколку в душу похоть и страсть одновременно, вместо забитых Мужчин и Женщин появлялись жрецы страсти. Это было тогда, и это есть сейчас.

Именно поэтому Борхес назвал Танго "вертикальным выражением горизонтального желания". "Изобретатели" Танго всегда подчеркивали его сексуальный характер, однако только Борхес обратил внимание на его кровавый подтекст. И уж совсем никто не пытался написать историю Танго как историю убийств. А напрасно. Время оказалось неспособным вытравить из Танго его криминальное прошлое.

Танго начало свое триумфальное шествие по миру в 10-х годах прошлого века. Сначала был "завоеван" Париж. Потом танец попал в Нью-Йорк. Красные бархатные занавеси, томные взгляды, подведенные глаза - вот атмосфера Танго-салонов 20-х годов.

В 30-х наступил спад, продолжавшийся до Второй мировой войны. После нее в самых шумных городах мира зазвучала новая мелодия, заглушившая старые звуки, и это завоевание было связано с именем Астора Пьяццолы. Танго начали танцевать во всех ресторанах, ночных клубах. Эмигранты из Аргентины зарабатывали деньги, обучая экзотическому танцу всех желающих. Однако в Европе Танго потеряло свою особенную диковатую прелесть. Европейцы привили Танго строгость и сдержанность, которых оно было лишено раньше. И это пошло танцу на пользу.

Шарлатаны в Москве скажут вам, что могут обучить Танго за три дня. Не верьте! По-настоящему освоить азы Танго можно не менее чем за полгода. И, кстати, для этого не надо особенно напрягаться. За сто лет, прошедших с появления Танго, оно практически не изменилось в смысле техники.

А она достаточно проста. Схему доводят до полного автоматизма, затем наращивают скорость, потом усложняют движения ног - осваивают самое сложное па ("сцепление"). Вслед за ногами идут другие части тела. Ну а все, что придает Танго такую невыразимую притягательность - сила страсти, декадентская тоска, экзальтация, - все это приходит само. И именно потому, что в Танго допустимо очень многое...

Собственно говоря, Танго знало, кроме праздничных сторон, и трагические. В середине 60-х годов Нью-Йорк был шокирован бессмысленными и жестокими убийствами, происшедшими в одном из модных Танго-клубов. Жертвами были в основном девушки из приличных семей.

Полиция сбилась с ног, пытаясь найти преступника. В итоге им оказался сам хозяин клуба, по совместительству обучавший девушек Танго, который на почве танца сошел с ума. И пока его не нашли, по Нью-Йорку ходили слухи о серийном убийце. Но даже эти мрачные истории только способствовали славе нового старого танца.

В 60-х в Европе и Америке люди буквально сошли с ума, желая быть просто Мужчиной и Женщиной, сбрасывая все социальные маски. Как они могли это сделать? Да очень просто. Станцевать Танго. Именно Танго заставляло Женщин почувствовать себя Женщинами, а Мужчин - Мужчинами. Начиная с переживаний и заканчивая одеждой.



Мишель и Барак Обама танцуют танго

Если вы когда-нибудь посещали аргентинские Танго-клубы (кстати, чем-то похожие на встречи старых одноклассников), вы не могли не заметить, как этот танец меняет людей. Через Мужчин словно 220 вольт пропустили, а из Женщин эта "дикая аргентинская гармошка" - бандонеон - просто вытягивает все жилы. Но стоит стихнуть контрабасу - куда что подевалось?! Лампочки гаснут.

Вы можете прийти в изумление - перед вами снова будут стоять "серые мышки".

Известный танцор Пако Перейра как-то сказал в одном из своих интервью, что Танго фантастически изменяет человека. Не внутренне. Это само собой. Просто меняет его внешность. В Буэнос-Айресе вам расскажут сотни случаев, как Мужчины и Женщины годами ходят в Танго-клубы и танцуют по вечерам друг с другом, галантно прощаются с последним аккордом, а днем, встретившись на улице, не узнают друг друга. Потому что знают друг друга абсолютно другими.

Собственно говоря, Танго имеет несколько неписаных законов, которым не учат, но которые подразумевают настоящие профессионалы. Первое - любой настоящий тангуэро рано или поздно становится жрецом танца. То есть, попросту говоря, сходит с ума. И самое страшное для него - это насмешка Женщины. Женщина, отвергнувшая своего поклонника - будь то сутенер или джентльмен, может поплатиться за это жизнью.

Танго - это ритуал, который необязательно заканчивается любовью. Вторая половина Танго несёт смерть. Причём это не досужие вымыслы. Танго прежде всего - это вызов нищей городской окраины, брошенный респектабельному центру. Танго - это оружие, которым некогда голодная нищая окраина могла атаковать сытый буржуазный центр города.

***

Русское танго - тема вообще особая. Расскажу лишь одну из историй. Произошло всё это [?] в Одессе в 1920 году в последние, исторические дни Белого сопротивления. Город находился во власти барона Врангеля.

Одной из причин поражения Белой гвардии была чудовищная коррупция, которая царила в среде высшего офицерства. Те, кто должен был почитаться эталоном поведения, представляли собой его совершенные образцы падения. Казнокрадство, взяточничество, в общем, все, чем была славна Россия времен Сухово-Кобылина, махровым цветом расцвело в армии Врангеля. Были, конечно, кристальные.

Были, конечно, честные, которые оставались неподкупными. Одним из них был полковник Весневич. В армии Врангеля он расследовал дела, связанные с коррупцией, и прекрасно знал, как и на что уходили деньги, направленные на борьбу с большевиками. Так же как и знал о секретных счетах в банках Стамбула и Бухареста. Поэтому его решили убрать.

Полковник знал, что за ним охотятся, и нигде не появлялся без охраны. Может быть, все бы закончилось никак, если бы бандиты не нашли ахиллесову пяту полковника - Танго. Весневич считался в Одессе одним из лучших исполнителей Танго.

Сейчас, по прошествии времени, уже трудно сказать, что именно стало причиной трагедии, разыгравшейся в Одессе, - любовь к танцу или любовь к Женщине. Полковник любил танцевать, но не танцевал, потому что у него не было партнерши. И вдруг она появилась. Полковник познакомился с ней в ресторане гостиницы "Лондонская". Женщина танцевала Танго сама с собой.

Полковник потерял голову. Это была очень странная любовная пара. Они практически не разговаривали друг с другом. Только "да" и "нет", "здравствуйте" и "прощайте". Встречались в ресторане и часами танцевали Танго, пока пианино не "сдыхало" от тоски.

Однажды полковник назначил своей даме очередное свидание в "Лондонской". Охрана была, но ждала его за пределами танцевального зала, потому что музыканты были проверенные, и, кроме того, полковник танцевал в темноте. Так что разглядеть танцующую пару сквозь стекла было невозможно. В зале всегда горел только один маленький софит, слепящий, если в него попадали танцующие. Но полковник никогда не позволял себе выходить из темноты.

Тот вечер надолго запомнили музыканты ресторана. В воздухе был разлит аромат какой-то щемящей страсти, которой наконец надо было дать выход. Полковник был настроен решительно. Танго по-русски - это очень необычное зрелище. В одной руке полковник держал бокал с шампанским (особый шик для настоящих тангистов), другой поддерживал даму.

Женщина в Танго всегда ведомая, но этой одесской танцовщице в тот вечер каким-то непостижимым образом удавалось "вести" своего кавалера, словно они поменялись ролями. Незаметно для себя Мужчина оказался в луче софита. Свет ослепил его. Полковник сбился с шага. Попробовал выйти из круга света, но дама стала кружить вокруг него, заставив полковника застыть на месте.

Неожиданно один из музыкантов - легенда говорит, что это был пианист, - достал из-за пазухи револьвер и в упор выстрелил в полковника. А может быть, стреляли с улицы, целясь в четко различимый силуэт полковника. Пуля киллера попала прямо в сердце. Дама позволила полковнику упасть на пол, отцепила его руку, ухватившуюся за платье, и, сделав прощальный реверанс, выскользнула из зала.

Так воры избавились от своего преследователя. Полковника погубила не ревность Женщины, как первоначально решили сыщики. Погубили его мужская честность и принципиальность, столь ценимые Женщинами в Танго.

Следствие выяснило, что дамой сердца полковника была падшая Женщина, дама полусвета, которая, однако, знала, чем страсть сродни Танго. И этим покорившая полковника. Ей хорошо заплатили, чтобы она сделала его отличной мишенью. Дальнейшее было только делом техники.

Щемящая мелодия. Ослепление. Выстрел. И смерть - армия барона лишилась честного служаки. А Танго в очередной раз стало инструментом не любви, а смерти

На самом деле танго было известно за много веков до открытия Америки...

Ведь ещё древнеримская барышня в ответ на приглашение на танец нередко отвечала: "Noli me tangere" — «Не прикасайся ко мне».


Полный список



 

......................  

13.07.2018. Танго в Байресе



Среди историков нет согласия, откуда произошло танго - то ли от одноименного андалузского танца, уходящего корнями в древние финикийские и кельтские обряды, то ли от кубинской хабанеры, то ли от афро-аргентинской культовой музыки.

Несомненно одно. Танго родилось в баррио и борделлос Буэнос-Айреса в 1880-х годах. Поразительным образом рождение танго совпало с прибытием большой еврейской иммиграции к берегам Рио-Плата.

Буэнос-Айрес почти столетие был домом второй по величине, после Нью-Йорка, еврейской общины Западного полушария. Многие сутенеры и доступные девочки в местных борделях были сынами дочерьми Сиона. Об этом рассказывает еврейская классика, "Человек из Буэнос-Айреса" Шолом-Алейхема. Сегодня о них поневоле вспоминаешь, хотя бы потому, что трагический путь тысяч и тысяч еврейских женщин опять повторяют тысячи и тысячи девушек из тех же самых городов и маленьких местечек Украины, Молдовы и Румынии.

Многие молодые женщины, познакомившиеся с танго в борделях Байроса, были еврейками.

В Буэнос-Айреса есть особое еврейское кладбище, где хоронили этих женщин. Раньше это был интимный, полузабытый уголок, который, тем не менее, со смесью гордости и смущения местные евреи показывали своим гостям.

Наследие многих тысяч еврейских проституток, привезенные в бордели Буэнос-Айреса еще не воспринимается евреями Аргентины с гордостью, как, австралийцы вспоминают ссыльных преступников, пионеров и первопроходцев своей страны. Но уже без стыда, как раньше.

Сегодня кладбище стало объектом модных нынче гендерных студий. В одном престичном университете мне рассказывали, что исследование этого кладбища собрали все гранты, отведенные на еврейские студии в том году.

Если еврейский характер танго пока нуждается в доказательстве, то несомненно, что те, кто везли девочек в Аргентину, привезли танго назад, в города и еврейские местечки Восточной Европы.

Русские и польские версии знаменитых танго El Choclo[1] и Adios, muchachos[2] классического периода Guardia Vieja исполнялась в Одессе и Варшаве значительно раньше, чем в Париже или Лондоне, раньше, чем о танго узнали в кабаре Европы после триумфальных гастролей аргентинских Orquestras Tipicas.

Еврейские эмигранты в Аргентине сразу же разделялись на две группы.

Часть, подобно сионистам, ехала в пампасы строить новую жизнь и строить себя.

Столицей еврейского поселения стал Мозесвиль, когда-то надежда идишистского мира.

Мозесвиль был основан в 1889 г. евреями из Каменец -Подольска. Интересно, что изначально в намерения этих поселенцев входила эмиграция в Эрец Исраэль. Их представители добрались до Парижа, чтобы заручиться поддержкой известного барона Ротшильда. По неизвестной причине встреча с ним не состоялась и, разочарованные, они обратились к аргентинскому дипломату, который занимался вербовкой европейцев для колонизации огромных просторов своей страны.

Они подписали с ним договор, по которому должны были получить землю со скотом и инвентарем в провинции Санта Фе. Первые 815 евреев прибыли на пароходе «Весел» в Аргентину.

Вместо ухоженных ферм они получили заброшенную территорию. Из-за ужасных санитарных условий началась эпидемия тифа, унесшая жизнь 64 человек. Как не печально, но именно появившееся на этой земле кладбище стало базой для будущей коммуны, члены которой решили остаться, дабы не покидать могилы близких. Бедствующие поселенцы обратились к барону Морису Гиршу, лелеявшему идею массового переселения российских евреев в Аргентину.

При его поддержке они основали первую еврейскую сельскохозяйственную колонию — Мозесвиль.

В 1891 г. вторая волна евреев, на этот раз из Бессарабии, стала жителями Мозесвиля, а вскоре после Кишеневского погрома в 1903 года третья волна эмигрантов присоединилась к ним. В пик своего развития в Мозесвиле проживало несколько тысяч евреев, занимавшихся сельским хозяйством. Было построено 7 синагог, одна из самых больших по имени барона Гирша.

В 1925 г. в Аргентине 20382 еврея были заняты в сельском хозяйстве. Они обрабатывали площади в 61746 га.

С годами евреи из сельскохозяйственных колоний стали переселятся в города, в основном в Буэнос Айрес. В 1964 году в Аргентине осталось только 782 еврейских фермера, обрабатывающих свои земли.

В настоящее время там практически не осталось еврейских земледельцев. Многие евреи Аргентины эмигрировали в США и Израиль.

В Мозесвиле евреи составляют сегодня незначительное меньшинство. Год назад одна из синагог там была отремонтирована на деньги аргентинского правительства, которая видит в первых еврейских поселениях важную веху своей истории.

В городах оседали рабочие и мелкие торговцы. Полузабытое кладбище евреек-проституток это, как и вся их история ожили в замечательном романе Натана Энгландера "Министерство специального назначения" Вместе с "Союзом идишских полицейских" Майкла Шейбона критки называют роман Энгландера одним из наиболее значительных событий современной еврейской литературы.

Что танго - танец еврейский - в Аргентине уверены многие.


Люиса Чацкис (Lloica Czackis)

Певица и музыковед Люиса Чацкис (Lloica Czackis) - считается видным теоретиком еврейского танго. Она даже пустила в оборот специальный термин тангеле - от танго и идишского уменьшительного суффикса [3].

Проект с таким названием совместно с Айсембергом с успехом показали на престижных фестивалях в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне, Кардиффе и других городах. Еще один интересный спектакль Женни Левин "Штил майн корасон" (штил - тише на идише, а курасон - мое сердце по-испански) перемежает рассказ о еврейской иммиграции в Штаты и Аргентину с малоизвестными идишскими танго. Спектакль с успехом шел в Нью-Йорке в прошлом году.

Среди энтузиастов еврейского танго есть канторы, и даже раввины. Известный в Аргентине кантор Исраэль Гельман часто выступает с оркестром танго Пабло Гольдштейна. Рабби и певец Арнольд Копикис, выпускник Buenos Aires Seminario Rabinico организовал и ведет шоу Еврейское танго-кабаре, с успехом дебютировавшее на Еврейском арт-фестивале в Сан-Диего в 2005 году.


Оскар Строк

В 1920 годы танго переживало свой золотой век. И многие композиторы и исполнители танго были евреями.

В Европе между Первой и Второй мировыми войнами "королем танго" считался рижский композитор Оскар Строк , автор почти 300 танго, среди них "Эти черные глаза"[4], "Скажите, почему?"[5] и другие.

В 1940 году Оскар Давыдович попал в СССР. Он прошел фронты Великой Отечественной войны.

Позже, когда "в борьбе с низкопоклонством перед Западом" само танго не удалось изгнать, зато название заменили бесполым "медленным танцем", "безродный космополит" Оскар Строк бедствовал, скитаться, подвизаться в окрестриках при кинотеатрах. От прошлого богатства и великолепия он сохранил лишь альбомы с вырезками из старых афиш.

"Штрауса называли королем вальса, - с горечью говорил Строк,- А еще только меня - королем танго".

Удачней сложилась судьба композитора Ежи Петербурского - автора знаменитого танго "Утомленное солнце"[6].

Петербургский родился с именем Ежи Мелодиста в еврейской семье. Учился музыке в Варшаве и Вене. После культового фильма "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова танго это стало символом целой трагической эпохи советской истории.


Ежи Петербургский

В Польше это же, написанное перед войной танго было культовым. "Ta ostatnia niedziela" (Последнее воскресенье)[7] стало символом польского сопротивления нацизму, подобно тому, как вальс "Синий платочек" того же Ежи Петербургского стал символом Великой Отечественной войны. Его любили и восставшие в Варшаве в 1943 году, и польские солдаты, героически сражавшиеся на стороне союзников.

"Последнее воскресенье" играли в польских войсках перед высадкой в Нормандии.

Другое предвоенное танго Ежи Петербургского "Танго-милонга"[8] в исполненнии необычайно популярного до сих пор в Польше Мечислава Фогга.

"Танго милонга" в исполнении Оркестра братьев Голд из легендарного варшавского "Кафе Бодега", завоевало Вену. Австрийская фирма грамзаписи Wiener Boheme Verlag купила у Петербургского права на танго, и Фриц Лонер-Беда исполнил его по-немецки под названиен "O, донна Клара"[9]. Михаил Ромм сделал его музыкальной темой документального фильма "Обыкновенный фашизм" и для целого советского поколения 60-90-х годов "Донна Клара" ассоциируется с трагизмом нацистской эпохи.

Ежи Петербургскому повезло больше. В отличие от многих еврейских музыкантов-беженцев от нацизма, застрявших в Москве и подвергшихся преследованиям за то, что они играли джаз, степс или другую музыку, Петербургский уехал из СССР в 1942 году. Он попал в Аргентину. Здесь он работал капельмейстером Национального театра.

- Танго соответствовало чувству отчужденности в урбанистической среде, аналогичное тем же чувствам 2000-летней еврейской диаспоры

- В Буэнос-Айресе танго создавали еврейские музыканты, частью с классической подготовкой. Некоторые, с клезмерской, - говорил в одном из интервью аргентинский режиссер и скрипач Пабло Голдштейн,

- Ирония заключается в том, что многие были эмигрантами, игравшие танго в Европе.

Танго долго считался развратным, его проклинали и запрещали в "приличном обществе". Его проклинали и запрещали германский кайзер и русский император, папа Римский и Советская власть.

Интересно, что как раз нацисты любили макабрические элементы танго, в чем-то отвечавшие их фатализму и культу смерти. Танго играли лагерные оркестры Lagerkapellen, созданные в Освециме, в Терезине, Дахау и Бухенвальде.

Знаменитое "Танго смерти" исполняли во время трагического марша из Виленского гетто в лагерь смерти в Янове. Свидетельства очевидца об этом в книге Лион Велишер Уэллс (The Janovka road by Leon Wieliczer Well. London: Lowe and Brydone, 1996) "Танго-милонга" играли во время расстрела лагерного оркестра во главе с профессором консерватории Леоном Штриксом и дирижерем довоенного львовского кабаре Яковом Мундтом во львовским лагере смерти, тоже по иронии судьбы носившем имя Яновский.

В мае 1947 бухарестский журнал Comtemporanul опубликовал одно из самых известных стихотворений Пауля Целана на румынском языке в переводе Петре Соломона "Танго смерти" (Tangul Mortii).

В оригинале, по-немецки это "Фуга смерти". Целан написал его под впечатлением от репортажа Константина Симонова о Майданеке ("Лагерь уничтожения" "Красная звезда" (№№189-191), 1944).

Рабби Копикес отмечает другой еврейский феномен - "танго из гетто" - симбиоз танго, довоенного немецкого и польского театра-кабаре и трагической лирики, описывающей жизнь гетто. Московский энтузиаст еврейской культуры Анатолий Пинский обратил мое внимание в прошлом году на замечательный диск "Танго гетто" сделанный ветераном идишской музыки Залманом Млотеком и Адриена Купер.


Качергинский (справа) и еврейский поэт Абба Ковнер - партизаны. Снимок сделан в Вильнюсе в июле 1944 г после занятия города Советской армией

"Танго гетто" сделан на основе коллекции этнографа Еврейского исследовательского института ИВО Шмэрко (Шмарьягу) Кaчергинского. Нацисты поручили заключенному исследователю собрать тексты и манускрипты из архивов ИВО в Вильнюсе для задуманного Гитлером "музея исчезнувших недочеловеков" в Берлине. Кочергинскому удалось бежать к партизанам, и там он продолжал собирать тексты песен, которые позже вошли в сборник "Лидер фун ди гетос унд лагерн" (Песни из гетто и концлагерей), изданный Институтом ИВО в Нью-Йорке в 1948 году.

Стихотворение Кочергинского Фрилинг (Весна), посвященное погибшей в лагере жене, переложенное на музыку танго погибшим после ликвидации Виленского гетто композитором Аврумом Брудно, стало в конце 40-х годов знаковым[10].

Еврейское танго не умерло в Холокосте[11]. В Аргентине еврейское танго исполняет оркестр Пабло Гольдштейна. Еврейские танго пишет композитор и поэт Луис Рубинштейн.

Плейлист ссылок




Полный список


Пабло Гольдстейн

Первая версия была опубликована в "Букник" (Москва) 16 сентября 2007 г.

Михаэль Дорфман (с) 2007, 2017 Michael Dorfman (с) 2007, 2017

ADVERTISEMENT

https://lamerkhav.word16 press.com/еврейский-словарь/танго-фрейлехс-без-костюма/ Михаэль ДОРФМАН



88888888888888



   
jQuery Drill Down Menu Plugin v 1.2