Сайт Льва Волкова
  
Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры. Ф.Ларошфуко
 
      На главную  
 Личное
  Статьи
  Задачи 
 Ссылки
 АТ-531
www.levvol.ru    
 

Волков Л.А.

        УРОКИ PHOTOSHOP: ЕГИПЕТСКИЕ ИЕРОГЛИФЫ

Наполеон в Египте

Наполеон в Египте

В августе 1799 г. французские саперы копали траншеи в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии (Египет). Генерал Бонапарт (с 1804 г.- император Франции Наполеон I), вторгшийся в страну, готовился к решительной борьбе за Египет с другими захватчиками - турецкими и английскими, и его войска с лихорадочной быстротой укрепляли опорные пункты на побережье.

Неожиданно лопата одного из саперов звякнула о камень. Это была массивная плита из черного базальта, покрытая таинственными четко высеченными письменами. Командир отряда велел очистить ее от пыли и грязи и доставить в штаб.

Французские ученые, сопровождавшие Бонапарта, быстро установили, что письмена на плите были трех видов. 54 нижние строки были написаны по гречески, их легко прочитали и перевели. Они содержали постановление египетских жрецов от 196 г. до н. э., прославляющее царя Птолемея V Эпифана, правившего в 203 -181 гг. до н. э. Этот царь, по происхождению чужеземец, македонянин, был расчетливым политиком и умел ладить с влиятельным жречеством. За это жрецы в своем постановлении провозглашали его "добрым богом".

Над этим текстом были изображены какие-то причудливые значки: дужки, черточки, крючочки. Эта часть надписи была сделана на разговорном египетском языке скорописным, так называемым демотическим (от греческого слова "демотикос" - народный) шрифтом.

Еще выше изящным узором шли бесчисленные рисунки - человечки, птицы, змейки, тростинки, корзиночки и т. д. (это было древнейшее рисуночное письмо египтян - иероглифы), а текст написан на древнеегипетском языке, давным-давно забытом.

Ученым было ясно, что все три надписи содержат один и тот же текст постановления. Но ни один ученый в лагере Бонапарта не сумел прочитать древнеегипетские знаки. Ведь уже 15 веков прошло с тех пор, как умерли последние мудрецы, читавшие и понимавшие эти загадочные письмена, и унесли свою тайну в могилу, как многие думали тогда, навеки.

Прошло несколько лет. Военная экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет окончилась крахом.

Жан Франсуа Шампольон
Жан Франсуа Шампольон

Розеттский камень в качестве трофея англичан попал в Лондон и был помещен в Британский музей, но копия с него после заключения мира 1802 г. была доставлена в Париж. Там ее впоследствии стал изучать юный французский исследователь Жан Франсуа Шампольон (1790-1832).

Это был очень одаренный человек. Уже с детства он заинтересовался историей далеких стран, особенно Египта. Позже он изучил свыше десятка древних и новых языков в том числе коптский, создавшийся на основе древнеегипетского (на коптском говорили в Египте в средние века).

Шампольон решил во что бы то ни стало разгадать иероглифическую надпись на Розеттском камне. Казалось, что это не так уж трудно. Ведь рядом был греческий перевод. Но на деле загадка оказалась значительно сложнее. Многие ученые из разных стран пытались ее разрешить, но неудачно. Сам Шампольон далеко не сразу нашел правильный путь.

14 сентября 1822 г. Шампольон впервые убедился, что может читать и переводить любой древнеегипетский иероглифический текст. Взволнованный, он вбежал в кабинет своего брата - профессора Жака Жозефа Шампольона - и бросил ему на стол несколько исписанных листков с криком: "В твоих руках открытие!" - после чего он потерял сознание от переутомления.

27 сентября того же года он уже делал доклад о своем открытии в Парижской академии. В дальнейшем Франсуа Шампольон прочитал и объяснил еще ряд древнеегипетских текстов: летописей, песен, заклинаний и пр. Шампольон положил начало новой науке - египтологии.

До нашего времени дошло около 800 наиболее употребительных египетских иероглифов. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Фонограммы передавали не более четырех согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно.

Египет
Мумия кота
Мумия священного кота



Рисуем коллаж с египетскими иероглифами. Для начала скачаем и установим шрифты с иероглифами здесь и здесь

Создадим новый документ (Ctrl+N): width 400px, heigth 400 px, resolution 72 pixels/inch, background contents: transparent.

В верхнем меню <Edit>-><Fill>(Правка ->Заливка) (сочетание клавиш Shift F5), возьмем Pattern Stone (80 by 80 pixels, Grayscale mode).

pic_1

Щелкнем OK. Наш документ зальется выбранным узором. Жмем сочетание клавиш (Ctrl U) вызывая инструмент <Image>-><Adjustments<->Hue/Saturation (Цвет/Насыщенность). В появившемся диалоговом окне устанавливаем Colorize =включить, Hue = 40, Saturatiom =40, Lightness=-24. Щелкаем OK.

pic_2

Нажмем сочетание клавиш Ctrl Shift N, в появивщемся диалоговом окне жмем OK. в палитре Layers (Слои) будет создан новый слой. Теперь выключим режим настройки сетки меню <Edit>-><Preferences>->Guides,Grid & Slices (Правка ->Настройка). Установим параметры для опции Grid: Color =black, Style=Dashed Lines, Gridline every = 100 pixels, Subdivisions=4.

Настройка сетки

Нажмем клавиши Ctrl H. На картинке появится сетка. Теперь нажмем клавишу D, установим цвет переднего плана - черный, цвет фона - белый. На новом слое с помощью твердой кисти диаметром 20 px нарисуем три вертикальные линии, пользуясь сеткой и удерживая клавишу Shift, чтобы получить действительно ровные вертикальные линии.

pic_3

Уберем сетку, нажав сочетание клавиш Ctrl H. Сделаем активным нижний слой с фоном, нажмем сочетание клавиш Ctrl J. Теперь сделаем активным верхний слой с линиями и, удерживая нажатой клавишу Ctrl, щелкнем по этому слою в палитре Layers (Слои), чтобы выделить нарисованные нами линии. Слой слиниями сотрем, перетащив его на иконку с мусорной корзиной внизу палитры Layers (Слои). Вернемся слою (копия фона), он теперь верхний и активнымый. Нажмем сочетание клавиш Shift Ctrl I (<Select>-><Inverse>, чтобы инвертировать выделение. Ну, а теперь нажмем клавишу Delete, чтобы стереть лишнее на верхнем слое. Снимем выделение, нажав Ctrl D. Внешне мы видим ту же картинку, что и ранее. Активным остается верхний слой. Сетку можно снять, нажав Ctrl H.

Layers

Теперь щелкнем по кружочку с буквой f в нижней части палитры Layers (Слои), чтобы вызвать инструменты Add a layer style (Добавить стиль слоя). Возпользуемся инструментом Inner Shadow (Внутренняя тень) и Bevel and Emboss (Мастер объема):

Для Inner Shadow: Angle=180°, Distance= 5 px, Size=5 px, остальные параметры не меняем.

Для Bevel and Emboss: Style=Inner Bevel, Depth=250%, Direction=Down, Size= 5px, Angle=180º, Opacity= 40%.

Inner Shadow

Bevel and Emboss

Щелкнем OK. Нажмем сочетание клавиш Ctrl E, чтобы объединить два слоя в один. Получим такой результат.

pic_7

Возьмем инструмент Vertical Type tool (клавиша T), напечатаем любой текст шрифтами с египетскими иероглифами, для удобста применяем несколько слоев с текстом (мы брали установленные ранее шрифты GlypthBasic1 - GlypthBasic4). Растеризуем текстовые слои, щелкая по ним правой кнопкой мыши в палитре Layers, в выпадающем меню выбирая Rasteriz Type. Объединим их в один слой. Для этого выделим их, удерживая клавишу Shift нажатой, и далее, нажав Ctrl E.

pic_8

Верхний слой активен. Щелкнем по нему в палитре Layers, удерживая нажатой клавишу Ctrl, чтобы выделить иероглифы. Теперь сделаем активным нижний слой с фоном и, нажав Ctrl Shift J, создадим копию выделения на нижнем слое.

Сделаем активным верхний слой. Теперь щелкнем по кружочку с буквой f в нижней части палитры Layers (Слои), чтобы вызвать инструменты Add a layer style (Добавить стиль слоя). Возпользуемся инструментом Inner Shadow (Внутренняя тень) и Bevel and Emboss (Мастер объема)- также, как ранее:

Для Inner Shadow: Angle=180°, Distance= 5 px, Size=5 px, остальные параметры не меняем.

Для Bevel and Emboss: Style=Inner Bevel, Depth=500%, Direction=Down, Size= 5px, Angle=180º.

В палитре Layers cделаем активным верхний слой с тестом, щелкнем по нему в палитре Layers, удерживая нажатой клавишу Ctrl, чтобы выделить иероглифы. Установим цвет переднего плана #fd7f03. Сосдадим новый слой, нажав сочетание клавиш Ctrl Shift N, в диалоговм окне щелкнем OK. Выделение на новом слое зальем выбранным цветом, нажав, Alt Backspace.

Снимем выделение Ctrl D, установим режим смешивания в верхней части палитры Layers (Слои) - “Multiply” - при активном верхнем слое. В настройках стилей слоя добавьте внешнее свечение (Outer Glow), Spread=10 px, Size=6 px, остальные значения по умолчанию. Затем в настройке Inner Glow установим opacity=30% и наконец Stroke установим -цвет #4f0b0b, размер 1px, center.

Удалим слой с текстом. Создадим еще один слой, нажав Ctrl Shift N. Щелкнем ОК в диалоговом окне. Нажмите D, утобы установить цвета по умолчанию (черно-белый). Выберите Gradient tool (G), нажимая Shift G, с такими установками

pic_6

Зальем верхний слой градиентной заливкой.

pic_9

Установим в верхней части палитры Layers (Слои) режим смешивания Overlay. Сольем все слои в верхнем меню <Layers>-><Merge Visible>

pic_10

Источник: http://demiart.ru