Сайт Льва Волкова
  
· Между островами Бали и Ломбок всего 15 миль, но эти острова отличаются своей фауной больше, чем Англия от Японии.
 
      На главную  
 Личное
  Статьи
  Задачи 
 Ссылки
 АТ-531
www.levvol.ru    
 

Волков Л.А.

  

УРОКИ PHOTOSHOP:

РИСУЕМ CD


Изначально компакт-диски разрабатывались как альтернатива пластинкам и аудиокассетам, а совсем не в качестве универсального носителя информации. Сейчас — это самый распространенный и доступный способ сохранить и перенести данные, настолько привычный, что ты даже не задумываешься об этом, когда покупаешь очередной CD, а ведь со времени появления в России первых компакт-дисков прошло не больше 15 лет и еще свежа память о перфокартах.

Однажды две корпорации — голландская Phillips и японская Sony претендовали на звание первооткрывателя формата CD. В итоге патент на компакт-диск принадлежит Phillips, а первый CD-проигрыватель был выпущен Sony. Началось все в богатые на инновации 80-е. Был необходим новый носитель, обеспечивающий хорошее качество звука, лучшее, чем у грампластинок и аудиокассет, в то же время обладающий небольшими габаритами и возможностью долгой эксплуатации. Лента аудиокассет постепенно размагничивалась, пластинки царапались иглами и были довольно громоздкими.

В результате решением проблем оказался синтез лучших качеств существующих носителей: плоский диск толщиной 1,5 миллиметра и диаметром 120 миллиметров, сделанный из пластика. На рабочей поверхности — светоотражаюший слой из металла, в котором расположена «дорожка» с информацией. В качестве звукоснимателя используется луч лазера, не повреждающий поверхность диска.

Philips и Sony совместно разработали компакт-диск в 1980-м, а спустя два года в городе Лангенхаген (Langenhagen), вблизи Ганновера, началось его массовое производство.

Существует любопытная история относительно выбора емкости для компакт-диска. Якобы сотрудники SONY выяснили, что самым популярным произведением в Японии того времени была 9-я симфония Бетховена, которая длится 73-74 минуты. Такое время решили сделать одинаковым для всех CD. Потом оказалось, что 74 минуты музыки «весят» 640-650 мегабайт. Эта емкость стала стандартной для всех дисков, а не только для аудио. По другой версии Девятую симфонию Бетховена выбрал директор корпорации Sony Акио Морита, страстный поклонник классики.

В августе 1982 года в магазинах появился первый CD-проигрыватель: Sony CDP-101. А первый компакт-диск был выпущен 17 августа в Великобритании. Чести попасть в историю удостоился певец Билли Джоил и альбом «52 Street». Компакт-диск стоил порядка $20, а проигрыватели продавались по $700 — не удивительно, что еще в течение нескольких месяцев британские магазины выжидали и не спешили приобретать новинку. Многие опасались, что компат-диск повторит судьбу видеокассет Бетамакс, которые, при всей их полезности, так и не смогли стать стандартом на рынке любительской записи.

Но 1 марта 1983-го первая партия компакт-дисков поступила в продажу. Поначалу звукозаписывающие компании выпускали альбомы на компактах лишь небольшими тиражами. В 1985 году свой вклад в распространение компакт-дисков внесли музыканты Dire Straits, чей диск «Brothers in Arms» получил мощную раскрутку со стороны компании Phillips. Как считают эксперты в области звукозаписи, именно в этот момент публика поняла, что компакт-диски действительно обосновались надолго.

В перспективе

Продажи CD на западе, достигнув пика в 1999 году, неуклонно снижаются. И тому несколько причин.

Во-первых, публика считает цены на альбомы и лицензионный софт неоправданно дорогими. В отличие от России, где пиратские диски можно найти на каждом шагу, в цивилизованных государствах их практически нет, и пользователи покупают программные пакеты за бешеные деньги — если учитывать скорость, с которой появляются обновления и новые версии ПО.

Во-вторых, по данным аналитических агентств, физическим носителям информации, в частности CD и DVD, предстоит судьба виниловых пластинок: все большее количество пользователей предпочитает скачивать нужный софт, музыку или видео из сети — и это основная причина грядущего «заката» CD. Развитие Ethernet, p2p-сетей, он-лайн-сервисов неизбежно ведет к тому, что необходимость в физическом носителе постепенно отпадает.

Сервисы «по требованию» — это будущее распространения мультимедийного контента. СD, DVD и другие типы физических носителей в скором времени устареют», — считает Джош Бернофф (Josh Bernoff), главный аналитик Forrester Research.

Да и сами компакты, в отличие от того, что рассказывали продавцы в музыкальных магазинах в далеком 83-м, все-таки имеют предел долговечности. Хотя некоторые производители и заявляют о том, что данные на CD могут храниться до ста лет, опыты, проведенные сотрудниками голландского журнала PC Active, позволяют подвергнуть сомнению данные утверждения. CD-R на деле являются далеко не самым надежным средством для долговременного хранения фотографий, музыки или важных текстовых документов.

Секрет фирмы

Современный технологический процесс изготовления компакт-дисков является сложным многоступенчатым производством. Упрощенно его можно представить в виде нескольких этапов:

Этап 1. Мастеринг.

Процесс мастеринга состоит из двух частей. Первая — это изготовление мастер-диска на основе данных, которые собственно и будут тем самым конечным продуктом и вторая — это изготовление металлической копии (матрицы) с мастер-диска методом электроформинга (гальваники), с которой и будет производиться тиражирование

Принципиально технология изготовления мастер-диска и матрицы для различных форматов отличается только процессом записи лазерным рекордером: если для CD-/-DVD это запись данных различной плотности, то для формата CD-R-/-RW это лишь формирование записывающих канавок.

В настоящее время известны несколько основных способов изготовления мастер-диска:

  • Классический (фоторезистивный);
  • Полимерный (вместо фоторезиста используется полимерное покрытие);
  • Прямая запись — упрощенный способ прямого изготовления матрицы
    (без стадии производства мастер-диска), то есть данные сразу
    записываются на металлический диск, который и является собственно матрицей.

Классический способ позволяет изготавливать самые качественные мастер-диски, и одновременно он самый дорогой.

Сначала подготавливается стеклянная подложка, которая промывается специальным раствором. Затем на подложку наносится тонкий слой адгезива (вещество, способствующее лучшему прилипанию фоторезиста — светочувствительного вещества). На подготовленную подложку посредством радиального впрыскивания наносится слой этого самого фоторезиста, а далее сформированная подложка высушивается при температуре около 90 градусов по Цельсию.

Самая ответственная операция — запись данных на слой фоторезиста. Лазерный луч засвечивает участки, в которых и кодируются данные. После этого записывающий слой проходит так называемую проявку. В данном случае используются специальные химикаты, которые растворяют засвеченные лазером участки. Действие проявителя останавливают промывкой в деионизированной воде. Затем на заготовку наносят тонкий слой серебра. Обычно используется вакуумное напыление серебра в среде инертного газа, например, гелия. Данный слой способствует лучшему осаждению металла при процессе электроформинга.

На этом создание мастер-диска закончено, он тестируется, и при удачных результатах теста начинается изготовление матрицы.

На готовый и протестированный мастер-диск наносится слой никеля толщиной 300-380 мкм. После этого стеклянная подложка мастер-диска вместе с остатками фоторезиста отделяется от никелевого слоя. В последующем подложка проходит специальное восстановление и может использоваться несколько раз в процессе мастеринга.

Полученная никелевая основа очищается от остатков фоторезиста, с помощью растворителя фоторезист вымывается из углублений в осажденном никеле. На этом же этапе происходит химическое стравливание серебряного слоя, оставшегося от фоторезиста. На очищенную никелевую подложку наносится слой лака для защиты информационных канавок от возможных механических повреждений при транспортировке или последующей механической обработке. В итоге полученная заготовка представляет собой зеркальное отражение мастер-диска. Последним этапом в изготовлении матрицы является механическая обработка заготовки: обратная сторона полируется для лучшей установки в линию тиражирования, вырубаются внутренние и внешние контуры. Готовую матрицу вновь тестируют.

При классическом способе мастеринга гарантированное количество оттисков с одной матрицы доходит до 50 тысяч дисков. Такую матрицу можно хранить долгое время и использовать для печати повторяющихся тиражей. Никелевый сплав используется не случайно — он выдерживает высокие температуры, которым подвергается матрица в процессе тиражирования.

Этап 2. Тиражирование.

На этом этапе и создаются непосредственно диски. Процесс производства CD проходит в герметичной камере, в которой жестко выдерживаются постоянные температура, давление и влажность. Специально подготовленный воздух подается в камеру так, чтобы поддерживать в ней избыточное давление. Такой подход позволяет избежать попадания в зону производства пыли из окружающей среды.

Подложка компакт-диска является основой, на которую наносятся все остальные слои. Помимо этого, именно она (а совсем не отражающий металлический слой, как принято думать) несет информацию, которую впоследствии будет считывать головка CD-привода, поэтому к материалу подложки предъявляются довольно высокие требования. Для удешевления некоторые производители пользуются уже отработавшими свой ресурс матрицами. Такая мера позволяет снизить цену конечного продукта, но существенно повышает риск брака в отштампованных компакт-дисках. Это касается как выпуска CD, так и CD-R, где некачественная матрица может привести к ошибкам при записи диска.

В нашей стране компакт-диски, отштампованные с помощью повторно используемых матриц, были настоящим бичом середины 90-х. Выпущенные порой на другом конце планеты, они имели неприглядную полиграфию и осыпающиеся со временем с поверхности самого диска краски. На данный момент, положение значительно улучшилось, но очень дешевые диски без опознавательных знаков до сих пор попадаются на прилавках — чаще всего это диски сомнительного качества, произведенные из вторсырья.

Сам процесс тиражирования начинается с загрузки поликарбоната в литьевую машину. Перед загрузкой его готовят: доводят до заданной температуры и высушивают до строго определенного уровня влажности. Высушенный поликарбонат (в виде полупрозрачных кристалликов) засыпается в приемник литьевой машины, где материал расплавляется при температуре 300°С и затем подается под давлением в камеру литья, где принимает форму заготовки-основы. На заготовке отпечатывается копия рельефа матрицы — дорожки с данными — после чего материал остывает и становится твердым. Прозрачный диск уже содержит всю информацию, но считать ее невозможно, поскольку луч лазера проходит сквозь диск. Для считывания необходимо отражение луча — CD-привод фиксирует искажения на вернувшемся отраженном луче и таким образом получает данные, содержащиеся на диске

Чтобы обеспечить отражение лазерного луча, на поверхность диска напыляется слой металла — аллюминия или серебра. На выполнение этой операции у робота уходит около 1,5 секунд.

Для защиты диска от механических повреждений со стороны нанесенной металлизации заготовку покрывают фотополимерным лаком, который твердеет при облучении ультрафиолетом

После сушки диск сканируется на предмет дефектов литья, металлизации и лакового покрытия. Обслуживающий автомат на основании данных сканирования сортирует готовые и бракованные диски, помещая их на соответствующих приемных шпилях.

Из готовой продукции отбирают несколько дисков для более углубленного исследования их характеристик на специальной тестовой станции. При этом исследуются более 20 электрических, механических и оптических параметров лазерного диска. Если процент отбраковки превышает определенное устанавливаемое производителем значение, диски данной партии проходят на этой станции тщательную проверку на выявление и устранение причин брака.

Технология производства записываемых компакт-дисков — CD-R — несколько сложнее производства CD-ROM-/-CD-Audio, и приходится контролировать качество не только готовой продукции, но и промежуточных результатов производства. Так, если при производстве обыкновенного CD заготовка сканировалась прямо перед выходом из автомата, то на линии выпуска CD-R она проходит проверку три раза — на каждом этапе производства. В CD-R содержится дополнительный активный слой, который наносится на поликарбонатную пластину перед нанесением отражающего слоя. Именно от этого слоя зависит скорость записи на данный диск — чем качественнее состав, тем быстрее он реагирует на облучение и меняет свою структуру. Раньше для производства CD-R в качестве активного слоя использовался органический краситель цианин — он не вступал в реакцию только с золотом, поэтому отражающий слой первых CD-R был золотым, что, естественно, сказывалось на стоимости дисков. Позднее стали использовать новый состав — фталоцианин, и напыление из серебра или аллюминия, обладающее лучшими отражающими свойствами — что в свою очередь позволило увеличить скорость записи.

Этап 3. Покраска и упаковка.

Готовые диски красятся автоматом через трафареты специальной термоустойчивой краской. Этап покраски очень важен. При неравномерном нанесении покрытия диск начинает вибрировать на высоких скоростях вращения — именно по причине некачественной покраски диски разлетаются на кусочки прямо в дисководе, что иногда приводит к поломке CD-ROM-ов устройства

И уже менее интересные процессы — упаковка и целофанирование завершают производство. После визуального контроля качества лейбла диски укладываются в коробочки вместе с буклетами и инлеями, затягиваются в термоусадочную пленку и помещаются в картонные коробки.

Пройдя долгий путь от мастер-копии до привычного компакта, диск оказывается у вас в руках. И что вы будете с ним делать — пускать солнечные зайчики в окна стоящих в пробке водителей, создавать авангардные костюмы, оклеивать стены комнаты, записывать фотографии — это уже только ваше дело.


prodigital.ru

После этого "короткого", но надеямся интересного вступления, нарисуем компакт диск. Создадим новый документ (Ctrl+N): width 400px, heigth 400 px, resolution 72 pixels/inch, background contents: transparent. Выберем инструмент Ellkiptical Marquee Tool. В опциях этого инструмента установим Style ->Fix size Width 350 px, Heigt 350 px. Нарисуем круговое выделение.

1

Нажмем клавишу G, xчтобы выбрать инструмент Gradient (Градиент). Щелкнем на кнопке со стрелкой справа от образца градиента на панели Options, чтобы отобразить окно Gradient Editor. В появившемся окне создадим градиент, который будет представлять собой переход от серого цвета к белому, а затем снова к серому, после чего щелкнем на кнопке ОК. Для изменения цвета ограничителя цвета (небольшого квадратика, отображаемого под полосой цветов) достаточно дважды щелкнуть на нём, чтобы отобразить диалоговое окно Color Picker. Для добавления нового ограничителя цвета достаточно щелкнуть под полосой цветов.

2

Перетащим инструмент Gradient через сферическую выделенную область, начиная от верхнего края, вниз, под небольшим углом. Снимать выделение не надо! Создайте новый слой и выберите команду Select->Modify->Contract. В появившемся диалоговом окне Contract введите значение 4, после чего щелкните на кнопке ОК, чтобы сжать выделенную обасть.

3

Создадим новый слой, щелкнув по изображению листочка в нижней части палитры Layers. При активном инструменте Gradient щелкните на образце градиента на панели Options, чтобы отобразить окно Gradient Editor. Измените существующий градиент, указав для кранего левого маркера - белый цвет, для среднего - серый, а для крайнего правого маркера - белый. Пертащите средний маркер поближе к левому, как показано на рисунке, щелкните на кнопке ОК.

4

Пертащите интсрумент Gradient через сферическую выделенную область, начиная от верхнего края, вниз, под небольшим углом (как показано на рисунке). Поскольку мы сжали выделенную область на 4 пикселя, градиент будет применен только к ней, а исходный градиент останется заментым по краям.

5

Выберем команду Stroke из раскрывающегося меню Add a layer style в нижней части палитры Layers. В появившемся диалоговом окне укажем размер Size 1 px, значение параметра Position оставим без изменения - Outside. Щелкнем на образце цвета и выберем в диалоговом окне черный цвет. Уменьшим значение Opacity до 50%, после чего щелкнем на кнопке ОК, чтобы добавить обводку к внутреннему градиенту.

Палитра Layers позволяет скопировать обводку со всеми её параметрами и применить её к первому градиенту. Для этого щелкнем на пункте Effects и перетащим его на слой с первым градиентом. Сдалаем активным верхний слой.

6

Создадим новый слой, разместив его над всеми остальными. Выберем инструмент Gradient и нажмем клавишу Enter, чтобы отобразить окно Gradient Piker. Выберем градиент Transparent Rainbow.

7

Перетащим инструмент Gradient в центр выделенной области. В данном случае начинать следует не с самого верха, а чуть выше середины верхней половины выделенной области; закончить нужно чуть ниже середины нижней половины выделенной области.

8

Выберем команду Filter->Disort->Pinch. Для параметра Amount зададим значение 100%. Щелкнем на кнопке ОК. Выберем другой фильтр Filter->Blur->Radial Blur. Для параметра Amount зададим значение 40, выберем в группе параметров Blur Method переключатель Spin, а в группе параметров Quality - переключатель Good, после чего щелкнем на кнопке ОК.

9

Выберем команду Select->Transform Selection. На панели Options укажем значение 40% в полях Height и Width.

10

Нажмем клавишу Enter. Активным должен оставаться верхний слой с радужным градиентом. Нажмем клавишу Backspace, чтобы стереть выделение.

11

Еще раз уменьшим выделение: Select->Transform Selection, на панели Options укажем значение 40% в полях Height и Width. Нажмем клавишу Enter. Объединим все слои Shift+Ctrl+E. Сотрем выделенную область, нажав клавишу Backspace. Обведем выделение: Edit->Stroke (Size 1px, цвет черный, location - center. Снимем выделение Ctrl+D. Создадим новый слой под слоем с каринкой. Зальем этот слой выбранным цветом. Сделаем активным слой с диском. В палитре Layers выберем внизу палитры Add a layer style. D диалоговом окне выберем Drop Shadow: уменьшим параметр Distance до 2 px. Щелкнем на клавише ОК.

12



Источник:
Келби С. Хитрости и секреты работы в Photoshop CS. -М., Издательский дом "Вильямс", 2006.-326 с.