Сайт Льва Волкова
  
· Чемпионом-тяжеловесом среди насекомых является, облаченный в массивный панцирь африканский жук голиаф (вес 100 гр.).
 
      На главную  
 Личное
  Статьи
  Задачи 
 Ссылки
 АТ-531
www.levvol.ru    
 

Волков Л.А.

        УРОКИ PHOTOSHOP: МАСКА. ВЕНИЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ.

Если слово "маска" у вас вызывает ассоциации: ОМОН, ограбление, киллер и т.п., то вы явный пессимист и можете пропустить наш рассказ о карнавале.

Маска ассоциируется с театром, карнавалом, таинственными племенами, маскарадом. В Америке самый известный карнавал в Бразилии, в Рио де Жанейро, а в Европе - в Венеции. Ежегодно посмотреть на ряженых в масках в Венецию съезжаются более полумиллиона человек, что очень чувствуется в городе, где всего около 300 тысяч жителей. Самый красочный парад масок происходит на площади Сан-Марко (Piazza San Marco) и в ее окрестностях в последний день карнавала. Костюмы для ряженых придумывают ведущие художники и модельеры. С 1996 года в их разработке участвует Михаил Шемякин. Вечером на площади начинается театрализованное представление - битва Карнавала с Постом (Великий пост начинается у католиков на следующий день после завершения карнавала, то есть, в этом году, в среду 1 марта).

Каждый год в преддверии весны шумная пьянящая волна карнавалов прокатывается по всему миру. Практически в одни и те же дни накануне Великого поста карнавалы проходят во Франции и Швейцарии, в Австрии и Германии, на Канарах и в Италии, у нас Широкая Масленница - тоже карнавал: с ряженными, блинами, взятием снежной крепости. Повсюду карнавалы имеют свой неповторимый облик и колорит: в не по-весеннему холодном Кельне вы попадете на массовую попойку веселых людей в масках, с раскачиванием и пением традиционных дурашливых песен; в жарком Санта-Крузе на Тенерифе после недели танцев до упаду станете свидетелем потешных похорон огромной картонной Сардины, а в Иврее окажетесь в центре грандиозного апельсинового боя.

Но ни один из всех известных карнавалов мира не сравнится с венецианским ни по древности, ни по популярности, ни по размаху. На десять дней площади и улицы, каналы и мосты этого уникального города мира превращаются в огромную сцену, на которой разворачивается захватывающий спектакль — венецианский карнавал.

Корни венецианского карнавала уходят в далекое языческое прошлое, само же слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis — так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. Главным прототипом современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, пережила века и расцвела с новой силой в европейских карнавалах, родиной которых и стала Венеция.

Существует множество версий того, когда именно состоялся первый карнавал. Самое раннее упоминание о нем относится к XI веку, когда в 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные преимущества в налогообложении товаров, что делало ее фактическим лидером средиземноморской торговли. Празднование этого события и стало якобы первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый раз карнавал был проведен здесь еще раньше, в 998 году, когда молодые венецианцы сумели отбить своих невест, похищенных пиратами из Истрии. Существует и третье мнение, гласящее, что первый карнавал произошел в 1162 году, во время празднования славной победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико, когда горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались танцам и веселью.

Доподлинно известно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний, а еще два века спустя в Венеции был создан специальный ежегодный фонд сбора средств для проведения карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни города.













Все население Венеции стекалось в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем веселье и посмотреть на представление. Сначала специально натренированные собаки сражались с быками, а потом на обагренную кровью площадь высыпали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. Уже тогда, в продолжение традиций римских сатурналий, в дни праздника все его участники становились равны. Маска, карнавальный костюм, скрывая подлинный облик своего владельца, позволяли ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, а главное — нимало не заботясь о последствиях этого для своей репутации.

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала становятся герои итальянской комедии дель арте: на улицах появляются сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится эмблемой карнавала. Тогда же возникла и сегодня сохранившаяся традиция открывать карнавал, запуская с колокольни Сан-Марко привязанную к тонкой нити бумажную голубку — Коломбину, которая взрывается в полете, осыпая всех собравшихся на площади дождем из конфетти.

Именно XVIII век, славный «сетченто», как называют его итальянцы, стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала. Пьянящий дух флирта и измены, атмосфера вседозволенности и ожидание волнующих приключений притягивали на этот роскошный праздник аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже августейшие особы не считали зазорным инкогнито принять участие в разгульном веселье.

Но как это ни печально, за расцветом всегда приходит упадок, и даже такой, казалось бы, глубоко укоренившейся традиции, как венецианский карнавал, не удалось избежать этой горькой участи. Падение Венецианской республики, постоянно усиливающаяся борьба католической церкви с «языческими празднествами» — все это постепенно подтачивало его еще недавно могучее древо. Наконец, когда в 1797 году французские войска заняли Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы.

Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали впустую. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал.

В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять взвилась бумажная голубка. С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять захлестывает волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих горожан. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века протомившийся в забвении, вновь оказавшись на свободе, стремительно набрал утраченные силы.

О Венеции можно рассказывать бесконечно: о дожах, о Республике, об эпидемии чумы, о кьянти, пицце и карпаччо, о кинофестивале, о Бродском, Стравинском, Дягилеве... Но, у нас другая задача.





Итак, рисуем маску. Во первых, подберем подходящий фотопортрет. Лицо должно быть сфотографировано в анфас, как на паспорт.

Нажмем клавишу D, а затем клавишу Х, чтобы установить черный цвет фона и белый цвет переднего плана. Нажмем комбинацию клавиш Ctrl+A, чтобы выделить все изобржение, а затем - комбинацию клавищ Ctrl+Shift+J, чтобы оторвать изображение от фона.

Применим квадратное выделение, для этого в панели инструментов возьмем инструмент Rectangular Marquee Tool (клавиша М), удерживая клавишу Shift осущиствим квадратное выделение. Затем обрежем фотографию Image->Corp. Получилось правильное квадратное изображение:

Нажмем Ctrl+T (Edit->Free Transform), повернем изображение, чтобы выровнять его относительно краев.

Нажмем клавишу Enter. Нажав клавишу Q (Edit in Quick Mask Mode внизу панели инструментов Tools), применим инструмент "маска". Возьмем кисть с ровными краями, не очень большого диаметра, аккуратно закрасим лицо на портрете. С помощью инструмента Eraser (Ластик) - поправим красное изображение маски, вырежем отверстия для глаз и рта.

Поправим все огрехи и нажмем Q (Edit in Standart Mode), на изображении появятся "муравьи" выделения.

Теперь нажмем Backspace, чтобы стереть выделение.

Снимем выделение, нажав Ctrl+D. Поправим ластиком (Eraser Tool) все огрехи. Выберем инструмент Elliptical Marquee Tool, нарисуем эллипс в верхней части маски.

Нажмем Backspace, чтобы стереть выделение. Теперь нажмем клавиши Ctrl+U (Image->Ajustments->Hue/Saturation), в диалоговом окне, передвигая маркеры Hue и Saturation (поставив галочку Colorize), изменим цвет маски.



Нажмем Ctrl+L? далее в диалоговом окне Levels изменим положение маркеров Input Levels - всех: среднего, левого и правого.

Получиим блестящее "золотое" изображение. Скопируем слой с изображением, перетащим его в палитре Layers на изображение листа (Create a new layer). К новому слою применим фильтр Filter->Blur->Gaussian blur (Radius 1,7 px), чтобы "размыть" блеск золота. В палитре Layers установим режим смешения Lighten. Сольем оба слоя с маской, нажав Ctrl+E. Скопируем полученный слой. Применим к нему коррекцию цветов Hue->Saturation. Немного уменьшим оба изображения и повернем их (Free Transform). Над слоем с фоном создадим коллаж из изображений. Для этого копируем изображения, каждое в свой слой. Трансформируем изображения (Ctrl+T), подогнав их размеры под размеры основного изображения. Установив режим - линейный градиент.

Далее для кажой из четырех картинок по углам последовательно сделаем следуещее. Применим маску - нажав клавишу Q (Edit in Quick Mask Mode внизу панели инструментов Tools), зальем слой с изображением для коллажа от угла к центу. Снимем маску, нажав Q (Edit in Standart Mode). Сотрем выделение, нажав Backspace. Снимем выделение, нажав Ctrl+D. Так поступим с каждым из оставшихся трех изображений коллажа. Сделаем надпись.