Питер Брейгель старший
Пейзаж с Падением Икара
Королевский музей изящных искусств. Брюссель
Холст на дереве. Масло. 73.5 x 112 см.
1558 г.
Питер Брейгель-старший, известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude) — (фламандский) живописец и график,
самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.
Мастер пейзажа и жанровых сцен.
Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского). Родился ок. 1525 г. в Бреде?. Умер в 1569 г. в Брюсселе.
В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярнейший сюжет "Метаморфоз"
древнеримского поэта Овидия. У Овидия все "столбенеют" при виде "несущихся вольно по небу" Дедала с
Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей,
каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть
приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу никто не почуял ни волшебства полета,
ни трагичности падения летуна Икара!
А где же он сам - герой, которого представляли чуть ли не Богом?
Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек - и круги по воде.
Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть "имя отцово".
Откуда же эта неслыханная дерзость, этот вызов гигантам Возрождения,
поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием?..
Революция представлений о мире свершается в Брейгеле под влиянием Николая Коперника,
отринувшего роль Земли как центра Вселенной. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой
"Падения Икара". А человек? Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче.
"Падение Икара" хранится в брюссельском Музее изобразительных искусств с 1911 года.
В 1953 году семья брюссельских коллекционеров, Алиса и Давид ван Буунен, приобрели у парижского антиквара Жака Эрбранда "Падение Икара" Брейгеля Старшего.
Семья ван Буунен создала в своем брюссельском доме музей. И с этого года началась настоящая война между двумя музеями.
Оба музея утверждали, что обладают подлинниками. Специалисты растерялись. Никто не мог доказать, кто прав.
Все разрешилось несколько лет назад, когда появилась дендрохронология.
Дендрохронология — новый метод, позволяющий определить год, когда было срублено дерево,
из которого изготавливались дубовые панели. Оказалось, что и в том, и в другом случае оба дуба —
ибо картины сделаны на дубовых досках — были срублены уже после смерти Питера Брейгеля Старшего.
То есть обе картины — копии исчезнувшего подлинника. Но нет никаких сведений, что они выполнены
в ателье его сына (Питера Брейгеля младшего). И вообще неизвестно, когда они были сделаны и кто копиист.
Сравнить обе интересно. На одной есть и летящий Икар, и упавший.
На другой — только упавший. Летящая фигура Икара, освещенная сверкающим солнцем,
делает картину слишком красивой. Вариант без Икара летящего сильнее и аскетичнее. В остальном все совпадает